Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Северотатарская средняя общеобразовательная школа
|
Программа Информатизации
на 2015-2020 гг.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Нормативно-правовая база для разработки Программы |
Закон Российской Федерации «Об образовании», Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г., Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", Российское образование – 2020: «Модель образования для инновационной экономики», Устав МБОУ Северотатаркой СОШ |
Разработчик Программы |
МБОУ Северотатасркая СОШ, Татарского района
|
Цели Программы |
· Развитие Единой Информационной Среды Образовательного учреждения как необходимого условия реализации педагогической системы образовательного учреждения; · Повышение качества образования через повышение информационной культуры и профессиональной ИКТ-компетентности специалистов школы; · Создание средствами образования условий формирования личной успешности обучающихся; · Переход на качественно новый уровень использования компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. |
Основные направления реализации Программы |
· Совершенствование информационного пространства школы; · Использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса; · Обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся; · Создание условий для взаимодействия школы с семьей через единое информационное пространство школы · Предоставление информации родителям (законным представителям) о текущей успеваемости обучающихся, ведение электронного дневника и журнала успеваемости. |
Механизмы реализации Программы |
· Выделение финансирования на модернизацию имеющегося и приобретения нового оборудования; · Внедрение в образовательный процесс новых сетевых информационных технологий; · Организация теоретической и практической подготовки учителей; · Модернизация информационно-образовательного пространства школы, направленная на и использование сети Internet; · Оптимизация и создание условий для подготовки учителя к уроку через использование информационных ресурсов и технологий.
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
В результате выполнения Программы школа получит возможность войти в единую образовательную информационную среду. Реализация мер, предусмотренных программой, позволит: для школы: · повышение качества образования; · создание единой информационной системы, объединяющей информационными сетями все элементы образовательного процесса; · автоматизация управления и организации учебно-воспитательного процесса; · автоматизация системы документооборота и отчетности; · открытость школьного информационного образовательного пространства, а также повышение своей компетенции в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды системы образования; · совершенствование материально-технической базы. для учителя: · оптимизация рабочего времени; · применение новых образовательных ресурсов, облегчающих проведение уроков, и возможности создания собственных учебных ресурсов; · повышение ИКТ-компетентности и уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя; · внедрение новых педагогических технологий, основанных на широком использовании ИКТ. для ученика: · повышение мотивации учения; · расширение ресурсов для обучения; · возможность более полного самовыражения, повышение ИКТ-компетентности и информационной культуры. |
Срок реализации программы |
2015-2020 год Программа реализуется в 3 этапа: - первый этап 2015 г.; - второй этап 2016-2018 гг.; - третий этап 2019-2020 гг.
|
Основные индикативные показатели программы |
Количество автоматизированных рабочих мест учителя - 9; Количество учащихся на один персональный компьютер - 13; Процент преподавателей, применяющих ИКТ в УВП – 94%; Количество педагогических и административных работников школы, повысивших свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий - 14; Количество выпускников 9-х – классов, освоивших информационно-коммуникационные технологии - 9; Использование ресурсов Интернет в образовательном процессе (учебная и внеурочная деятельность, методика преподавания и управление образовательным процессом); Формирование УМК предметных областей с наличием информационных носителей (100% ФГОС НОО). |
Пояснительная записка
Современная школа, главными характеристиками которой являются открытость, интегрированность в открытое образовательное пространство и индивидуализация, должна опираться на широкую информатизацию. Поэтому создание новой информационной среды школы понимается нами как комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и ученики, и учителя, и администрация школы. Он предполагает внедрение комплекса программ управления образованием в школе, создание единого образовательного пространства школы, города, района, страны, использование информационных технологий в образовательных дисциплинах, разработку интегрированных уроков, проектную деятельность, активное использование Internet в образовании.
При этом мы исходим из того, что современные информационные технологии пришли не на смену старой испытанной годами практике обучения и управления школой, а в дополнение и для совершенствования информационно-образовательной среды школы.
Использование информационно – коммуникативных технологий способно поднять на качественно новый уровень практически все направления образовательной деятельности и обеспечить развитие информационной, исследовательской и образовательной компетенций у школьника, его потребностей и способностей к саморазвитию, самоопределению.
Ключевым положением созданной мною модели ИКТ-компетентности является представление о том, что для успешной педагогической деятельности необходимо обладать двумя существенно различными уровнями – уровнем подготовленности и уровнем реализованности. Первый - это результат профессионального освоения учителем основ владения компьютером и дальнейшего самообразования. Второй уровень целесообразно развивать через сочетание урочной и внеурочной, самостоятельной и воспитательной деятельности.
В методическое обеспечение учебного занятия в нашей школе входят достаточно разнообразные медиаресурсы (обучающие диски, демонстрационные материалы, электронные тесты). Педагоги активно используют опубликованные в сети Интернет электронные версии энциклопедий, словарей и справочников, он – лайн тесты по подготовке к ЕГЭ, виртуальные экскурсии по музеям России и зарубежья. Программное обеспечение для организации совместной работы, входящее в состав мобильного класса позволяет осуществлять индивидуальную и групповую работу в классе с реализацией обратной связи с детьми.
Приоритетные направления деятельности по реализации программы участников образовательного процесса
Группы, которые образуют участники программы
| |||
Администрация школы |
Педагоги |
Учащиеся |
Родители (законные представители) |
1. Приоритетные направления деятельности администрации школы:
1.1. Создание условий для повышения ИКТ-компетентности сотрудников школы;
1.2. Введение мониторинга качества обучения, экспертная оценка достижений учащихся через Портфолио учащегося;
1.3. Ведение электронного документооборота;
1.4. Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс;
1.5. Компьютеризация школьной библиотеки и учебных кабинетов;
1.6. Деятельность по бесперебойному функционированию школьного сайта в соотвествии с требованиями законодательства в этой сфере.
1.7. Оснащение средствами ИКТ и современными ТСО предметных кабинетов школы.
1.8. Расширение единой локальной сети, в том числе и с применением беспроводных технологий.
2. Приоритетные направления деятельности педагога:
2.1. Осознание учителем Интернет - технологии, как части своей общей информационной культуры;
2.2. Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке;
2.3. Дистанционное образование, повышение квалификации;
2.4. Внедрение информационных технологий и ресурсов информационных сетей в отдельные этапы традиционного урока;
2.5. Внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс, систем дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями;
2.6. Проведение уроков на основе готовых программных продуктов и разработка собственных;
2.7. Реализация программ дополнительного образования школьников с освоением и применением ИКТ
2.8 Создание сайтов учителей, электронного Портфолио, блогов.
2.9 Участие педагогов в профессиональных конкурсах, в том числе «ИнфоШкола»
3. Приоритетные направления деятельности обучающихся:
3.1. Осознание учеником интернет-технологии как части своей общей информационной культуры;
3.2. Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования;
3.3. Использование Интернет-технологии в системе дополнительного образования;
3.4. Использование дистанционного консультирования, обучения;
3.5. Использование компьютерных технологий для подготовки к урокам;
3.6. Прохождение тренировочного тестирование по программам итоговой аттестации в 9 и 11 классах;
3.7. Электронное портфолио учащихся;
3.8. Обсуждение актуальных проблем на Интернет-форумах школьного сайта.
4. Приоритетные направления деятельности родителей (законных представителей) обучающихся:
Получение информации в электронном виде посредством образовательного портала Дневник.ру и сайта школы:
о расписании учебных, факультативных, индивидуально-групповых занятиях,
о проводимых внеклассных и общешкольных мероприятиях и их результатах,
о мероприятиях, проводимых в классах и школе в период каникул
о проводимых мероприятиях в рамках сдачи ГИА выпускников школы
о предстоящих мероприятиях школы
другую информацию в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 29.05.2014 г. № 785 г. Москва «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».
Анализ уровня информатизации школы
к началу разработки программы.
Техническое обеспечение:
• общее число компьютеров в школе - 11;
• количество компьютеров, используемых в управлении образовательным процессом - 2;
• количество компьютеров, используемых в учебном процессе - 9
• презентационное мультимедийное оборудование (проекторы) -6 ;
• интерактивные доски - 1;
• принтеры и МФУ – 3;
• документ-камера - 1;
• наличие локальной вычислительной сети - имеется.
Доступ в Интернет:
• вид подключения – ОАО «Ростелеком»;
• наличие Internet в компьютерных классах - имеется;
• наличие Internet у администрации школы - имеется;
Наличие программного обеспечения:
• операционные системы, офисные программы, прикладные программы
• обучающие компьютерные программы, электронные версии учебных пособий, электронные энциклопедии и т.п.
Кадровое обеспечение:
• прошли курсы ПК по использованию средств ИКТ (от общего числа учителей) - 94%;
Уровень информатизации учебного процесса
Процентное соотношение учителей-предметников, использующих ИКТ в учебном процессе:
• используют систематически - 94%;
• используют эпизодически - 6%;
Педагогические работники нашей школы прошли курсы по повышению ИКТ компетентности на базе МКУ И-МЦ Татарского района, ведут работу в электронном дневнике в образовательной социальной сети Dnevnik.ru. Участвую в конкурсе профессионального мастерства «Инфошкола».
Школьный сайт МБОУ Северотатарской СОШ начал функционировать в году и имеет необходимые разделы, несущие информацию об образовательной организации.
1.7 Ресурсное обеспечение программы
Ресурсное обеспечение реализации Программы информатизации системы образования школы (ИСО) включает в себя:
· Научно-методическую поддержку, осуществляемую МБУ «И-МЦ» Татарского района;
· Учебно-методическое сопровождение через курсы повышения квалификации;
· Целевое финансирование.
4. Контроль над реализацией программы:
Текущий контроль реализации программы определяется администрацией школы (директор, заместители директора). Результаты реализации программы, достижения и недостатки один раз в год рассматриваются на педагогическом совете школы. На основании этого рассмотрения разрабатываются рекомендации по совершенствованию программы.
5. План деятельности МБОУ Северотатарской СОШ по реализации Программы информатизации
№п/п |
Мероприятие |
Ожидаемые результаты |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Модернизация компьютерной техники |
Техническое оснащение образовательного пространства современной техникой |
2013-2018 |
Директор, завхоз |
2 |
Наполнение и активное функционирование сайта школы |
Сайт, доступный пользователям |
2013-2018 |
Директор, заместитель директора по УВР |
3 |
Разработка пакета нормативных документов по вопросам информатизации |
Локальные акты, должностные инструкции |
2013-2018 |
Директор, заместитель директора по УВР |
4 |
Внедрение в образовательный процесс ЦОР: проведение открытых уроков с использованием ИКТ; смотр УМК с ИКТ |
Методические разработки проведения учебных занятий с использованием ЦОР |
2013-2018 |
Зам. директора по УВР, руководители МО, педагоги |
5 |
Наполнение АРМ библиотекаря: пополнение медиатеки электронными образовательными ресурсами |
Медиатека |
2013-2018 |
Зам. директора по УВР, библиотекарь, руководители МО, педагоги |
6 |
Мониторинг качества образования на основе ИКТ |
Результаты мониторинга качества образования на основе ИКТ |
2013-2018 |
Заместитель директора по УВР |
7 |
Разработка внеклассных мероприятий с использованием ИКТ |
Сценарии праздников, классных часов |
2013-2018 |
Заместитель директора по ВР, педагоги |
9 |
Мониторинг работы классного руководителя с применением ИКТ |
Электронный журнал классного руководителя |
2013-2018 |
Заместитель директора по ВР, учитель информатики, отв. за электронный журнал |
10 |
Обучение педагогического состава информационным и коммуникационным технологиям, приемам эффективной работы сновыми ЦОР через систему курсов повышения квалификации |
Удостоверение о повышении ИКТ-компетентности педагогов |
2013-2018 |
Директор, заместитель директора по УВР, учитель информатики |
11 |
Приобретение недостающего оборудования для комплексной компьютеризации и автоматизации |
Новое техническое оборудование |
2013-2018 |
Директор, завхоз |
12 |
Мониторинг внедрения Программы информатизации |
Дневник внедрения Программы |
2013-2018 |
Директор, заместитель директора по УВР, учитель информатики |
13 |
Анализ и обобщение данных, полученных в ходе мониторинга процесса внедрения Программы информатизации |
Методические рекомендации |
2013-2018 |
Директор, заместитель директора по УВР |
14 |
Реализация мероприятий ИС Дневник.ру(систематическое заполнение, анализ) |
Эффективная реализация мероприятий ИС Дневник.ру |
2013-2018 |
заместитель директора по УВР, учитель информатики |
15 |
Участие в районных и областных педагогических конкурсах (ИнфоШкола,Пединициатива) |
Повышение педагогического мастерства |
2013-2018 |
заместитель директора по УВР |
16 |
Подготовка обучающихся к участию в научно-практической конференции «Эврика» (проекты) |
Повышение ИКТ-компетентности обучающихся |
2013-2018 |
заместитель директора по УВР |
17 |
Оснащение компьютерного оборудования лицензионным программным обеспечением |
Соответствие ИКТ-процессов современным требованиям и нормативам |
2013-2018 |
Директор, учитель информатики |
Анализ состояния информатизации на 2012-2014 год.
за период 2012-2014 учебный годы:
- оснащено 2 кабинета начальных классов мультимедийным оборудованием и ноутбуками;
- оснащен кабинет математики мультимедийным оборудованием, проведён интернет;
- включен в единую локальную сеть, с выходом в Интернет кабинет начальных классов;
- введен электронный журнал;
- введено электронное «портфолио» как система достижений педагогов и учащихся.
Статистические данные
В течение последних лет по разным программам и источникам финансирования приобретена следующая техника:
7 современных ноутбуков;
3 МФУ;
1 принтер;
3 мультимедиа проектора;
локальная сеть;
интерактивная доска;
веб-камеры;
документ-камера.
Можно сказать, что материально-технические условия, обеспечивающие создание информационной среды, в школе созданы.
Работа со школьным сайтом: создана коллекция тематических ссылок «В помощь учителю, классному руководителю, выпускнику».
Находятся в стадии разработки проекты:
1. «Медиатека»
Публикация лучших работ учащихся на сайте школы
Сайт школы становится «живой», увеличивается посещаемость сайта.
Созданные авторские медиа-уроки размещаются на внешних носителях учителей.
«Конкурс»: (ежегодные мероприятие, повышение статуса, квалификации, т.к. результаты публикуются на сайте школы)
«Визитная карточка класса»
«Портфолио учителя».
Школа имеет хорошие технические условия, что позволяет всему коллективу активно применять ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Созданы персональные рабочие места администрации школы, компьютерной техникой оснащены кабинет информатики, кабинеты начальных классов. Школа подключена к сети Интернет, создана информационная сеть школы.
Уровень информационной культуры участников образовательного процесса, в первую очередь педагогов, в пределах нормы.
В ресурсном центре прошли обучение по использованию ИКТ в образовательном процессе 100% преподавателей.
Дистанционное обучение прошли:
Вирт А.Г. , Пирогова Е.А. «Применение ПСПО»
Шпет О.А., Федотова Ю.Н. «ИКТ в проектной деятельности учителя»
Рыжих И.И., Кочкина Е.Н., Метцлер А.Н. «Использование ЭОР в процессе обучения»
Вирт А.Г. «Поисковые системы и другие сервисы Интернета»
Освоив проектную методику и информационно – коммуникационные технологии, преподаватели начали их активное использование в образовательном процессе. Созданы учебные проекты по физике, истории, литературе, русскому языку, географии, биологии.
В областных конкурсах принимали участие:
Учителя активно используют современные образовательные технологии: интерактивные и мультимедийные презентации, учебные видеоролики, самостоятельно оформляют учебно-методические материалы к конкурсам разного уровня и аттестации. Сложилась своя система контроля знаний учащихся с использованием электронного тестирования, создано электронное тестирование по предметам. Все активней используются сервисы Интернета: это официальные сайты, образовательные и методические ресурсы, педагогическая Интернет-периодика, сайты, посвященные определенным предметным областям, Интернет-энциклопедии. Ресурсы Интернет используют по следующим направлениям: поиск информации, создание методических портфолио учителей, создание мультимедиа презентаций, тестирование, подготовка к ЕГЭ.
Использование педагогами школы ИКТ в различных формах учебной работы:
Объяснение нового материала или инструктирование класса - используют иногда 40%, регулярно - 60%
Выполнение упражнений для закрепления нового материала регулярно -50%
Контроль знаний, тестирование - 50%
Кабинет информатики в свободное от учебных занятий по предмету время выполняет роль информационного центра для учителей и учащихся. 100% педагогов имеют собственные персональные компьютеры, в совершенстве владеют навыками работы с различного рода информацией – 70% педагогов.
Для проведения уроков с ИКТ в качестве средства наглядности, контроля на всех этапах обучения педагоги используют готовые электронные ресурсы (мультимедиа, видео, компакт-диски), собственные учебно-методические материалы.
С использованием ИКТ в школе проходят педагогические советы, совещания, классные часы и родительские собрания, семинары.
Учителя представляют свои учебно-методические материалы в Интернет на всероссийский портал «Сеть творческих учителей».
Информатизация позволяет комплексно реализовывать проект «ИКТ в деятельности учащихся». Это не только уроки информатики, факультативные занятия по предмету, но и возможность участия школьников в дистанционных предметных олимпиадах, конкурсах, проектах под руководством преподавателей.
Принимали участие в следующих конкурсах:
Всероссийский конкурс «Моя малая Родина»; Всероссийский конкурс «Мой народ – моя гордость»;
Кроме знакомства с Интернет на уроках информатики и свободного доступа, учащиеся систематически используют Интернет в учебной деятельности.
Большое внимание уделяется организации исследовательской деятельности учащихся. 3 участника представили исследовательские работы в следующих предметных направлениях: естественнонаучном, гуманитарном. Все работы оформлены с использованием ИКТ. Победители участвовали в районной конференции:
2 место (секция экологии) – Фомина Ольга.
Шпет Марина также принимала участие в конференции на ШМО, и заняла 1 место.
Ключевым аспектом информатизации является создание и информационная поддержка школьного сайта в сети Интернет.
Ближайшей перспективой является автоматизация управленческой деятельности через создание единой базы данных школы, ведение электронного мониторинга учебной деятельности.
Поэтому необходимо
повышать уровень ИК-компетентности учителей и учащихся;
выработать систему мотивации у педагогов к применению ИКТ;
приобретение сертифицированных цифровых образовательных ресурсов, соответствующих УМК по предметам;
создание собственных ЦОРов;
организация ИКТ-группы, способной делиться своим опытом применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе, оказание консультации другим педагогам.
Ведение электронного «портфолио» как системы достижений педагогов и учащихся.
Задействовать потенциал родителей в формировании информационной культуры учащихся (использование ресурсов домашних компьютеров, обучение на дому, информирование через школьный сайт)
Исходя из анализа результатов реализации программы информатизации, выявленных ключевых проблем и задач, поставленных Программой развития школы, внесены изменения в программу информатизации.
Разработчиками программы был проведен анализ мероприятий по реализации программы информатизации 2008-2010 гг., утвержденной 30.09.2008 г., которая разрабатывалась при наличии таких негативных моментов, как:
недостаток в школе ПК (12 человек на один компьютер);
отсутствие локальной сети;
отсутствие ИКТ-компетенций у большинства учителей школы.
Данные проблемы не позволяли эффективно организовать познавательную деятельность школьников, формировать у обучающихся навыки работы в информационной среде с удаленными ресурсами.
Программа информатизации должна обеспечить:
создание единого информационного пространства школы;
повышение ИКТ – компетентности педагогов и учащихся;
вывод учебно-воспитательного процесса на качественно новый уровень;
индивидуальное продвижение каждого ребенка в процессе обучения.
На начало 2009 года, благодаря реализации комплексной программы модернизации образования в Новосибирской области, школе удалось успешно решить целый ряд проблем, а именно:
дооборудовать компьютерный класс;
есть 1 мультимедиапроектор (в компьютерном классе), цифровой фотоаппарат;
функционирует школьный сайт;
работает электронный документооборот;
библиотека обеспечена компьютером, имеет доступ к сети Интернет, создаются цифровые каталоги;
100% учителей прошли начальное обучение в Татарском ресурсном центре;
домашние ПК имеют 41% учителей и 15% семей, в которых есть учащиеся;
по всем предметам (в разном количестве) имеются ЦОР;
сформированы навыки работы в информационной среде с удаленными ресурсами у 35% учителей и учащихся 9-11 классов, что позволяет более эффективно готовиться к итоговой (государственной) аттестации, участвовать в конкурсах;
педагоги активно осваивают ИКТ в области обучения;
организация познавательной деятельности вышла на новый уровень.
Содержание
Паспорт.
Общие положения.
Анализ настоящего состояния информатизации в школе.
Этапы и деятельности по информатизации образования.
Статистические данные
Проекты в рамках программы информатизации.
План мероприятий по основным направлениям информатизации
Механизм реализации программы
Критерии оценки эффективности хода реализации программы.
ПАСПОРТ программы
Наименование программы |
«Информатизация общего образования» |
Наименование, дата и номер нормативного акта об утверждении программы |
Приказ № 86 от 30.09.2008 г. |
Заказчики программы |
Участники образовательного процесса МБОУ Северотатарской СОШ педагоги, учащиеся, родительская общественность школы |
Разработчики программы |
Координационный Совет: 2008- 2010 гг.: Фомина И.А. – директор, Булаева Т.Н.- зам. Директора по УВР, Шпет О.А. – зам. директора по ВР, Вирт А.Г. – учитель информатики. 2010- 2012 гг.: Фомина И.А. – директор, Булаева Т.Н.- зам. Директора по УВР, Шпет О.А. – зам по ВР, Вирт А.Г. – учитель информатики 2012 -2014 гг.: Фомина И.А. – директор, Рыжих И.И. - зам. Директора по УВР, Пирогова Е.А. – зам по ВР, Вирт А.Г. - учитель информатики. |
Нормативная база |
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» Федеральная целевая программа "Развитие единой информационно-образовательной среды Российской Федерации в 2001—2005 гг." Федеральный проект «Информатизация системы образования» (2005—2008 гг.) Программа развития школы |
Цель и задачи программы |
Цель: Создание единой образовательной информационной среды. Практическое освоение педагогами ИКТ в области обучения. Повышение качества общего образования на основе внедрения новых информационных технологий и ЦОР. Задачи: Управленческие: Внедрение информационных технологий в образовательную и управленческую деятельность; Автоматизация образовательного процесса, внедрение и использование программного комплекса «1С Управление школой» Методические: Совершенствование навыков работы педагогических и руководящих кадров с информационными технологиями; Повышение уровня общеобразовательной подготовки учащихся в области современных информационных технологий; Создание в электронном виде материалов методического и учебного характера, включая программное обеспечение, электронные учебники, поурочные разработки, системы проверки знаний и другие виды учебной информации. Организаторские: Обеспечение потребности обучающихся и сотрудников в использовании информационных ресурсов школы. |
Сроки реализации программы |
2008 - 2010 гг., 2010 -2012 гг., 2012-2014 гг. |
Основные направления программы |
Практическое освоение педагогами ИКТ в области обучения. Информатизация учебного процесса. Внедрение информационных технологий в управленческую деятельность. |
Исполнители основных мероприятий |
АУП Методический совет школы Педагоги |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования) |
2009 г. Школьный бюджет (учебные расходы) - 5700 руб. на приобретение системного блока. 2010 г. Школьный бюджет (учебные расходы) - 8200 руб. на приобретение компьютера, 4000 р. – монитора, 4000 р. – принтера, 2700 р. – МФУ. 2011 г. Школьный бюджет (учебные расходы) - 21500 руб. на приобретение проектора, 17580 руб. - ноутбука. 2012 г. Школьный бюджет (учебные расходы) - 21000 руб. на приобретение проектора, 19974 руб. - ноутбука. 2013 г. Региональный бюджет - 28151 р. на приобретение проектора, 21367 р. – интерактивной доски, 14855 р. – документ-камеры. СПАК (5 ноутбуков, wi-fi-роутер, 5 наушников, 5 мышек) 2014 г. Оснащение 1 кабинета начальных классов мультимедийным оборудованием и ноутбуком; Оснащение кабинета математики мультимедийным оборудованием; Включение в единую локальную сеть, с выходом в Интернет кабинет начальных классов. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке |
количественный рост ЦОР, внедренных в учебный процесс: 2009 – 10 шт.; 2010 – 20 шт., 2011 – 33 шт. 2012-2014 гг. использование мультимедийных учебники по предметам увеличение количества ежедневных посетителей образовательных порталов, из числа работников и обучающихся школы увеличение доли педагогов и обучающихся, вовлеченных в конкурсно-проектную деятельность с применением ИКТ в 2010-2012- 18% и 15%, 2012-2014 – 33% и 42% соответственно. Поэтапное внедрение программного комплекса «1С Управление школой» увеличение количества новых компьютеров, поступивших в ОУ количество учебных кабинетов, оснащенных компьютерной мультимедийной техникой: 2008-2010 – 1 шт., 2010-2012 – 2 шт., 2012-2014 – 4 шт. доведение процентного соотношения педагогов, использующих ИКТ на учебных занятиях к общему количеству педагогов до 90% в 2010 году, 2014г -100% доведение доли педагогических работников и руководителей, проходящих ежегодное повышение квалификации с использованием дистанционных форм обучения до 10% в 2010-2012 г., 2012-2014 г. – 33%. |
Общие положения.
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий в образовательной деятельности школы, т.к. образование в каждом государстве является основой информатизации общества.
В Северотатарской школе осуществляется:
дошкольное образование, которым охвачено 18 человек.
начальным, основным и средним (полным) образованием охвачено 86 человек.
В школе работают 18 педагогических работников.
Система образования по отношению к процессу информатизации выступает в двух аспектах:
как система обеспечения необходимого уровня знаний населения, квалификации специалистов в области информатики и информационных технологий;
как система, подверженная процессу информатизации для совершенствования своего собственного функционирования и развития, повышения результативности своей деятельности.
Объектом регулирования и сферой деятельности данной Программы является система образования МБОУ Северотатарской СОШ, реализация которой позволит удовлетворить потребности всех слоев населения с. Северотатарское в качественном и доступном образовании.
Анализ настоящего состояния информатизации в школе
Анализ состояния информатизации образования за период 2008-2010 гг.
Разработчиками программы был проведен анализ мероприятий по реализации программы информатизации 2008-2010 гг., утвержденной 30.09.2008 г., которая разрабатывалась при наличии таких негативных моментов, как:
недостаток в школе ПК (12 человек на один компьютер);
отсутствие локальной сети;
отсутствие ИКТ-компетенций у большинства учителей школы.
Данные проблемы не позволяли эффективно организовать познавательную деятельность школьников, формировать у обучающихся навыки работы в информационной среде с удаленными ресурсами.
Программа информатизации должна обеспечить:
создание единого информационного пространства школы;
повышение ИКТ – компетентности педагогов и учащихся;
вывод учебно-воспитательного процесса на качественно новый уровень;
индивидуальное продвижение каждого ребенка в процессе обучения.
На начало 2009 года, благодаря реализации комплексной программы модернизации образования в Новосибирской области, школе удалось успешно решить целый ряд проблем, а именно:
дооборудовать компьютерный класс;
есть 1 мультимедиапроектор (в компьютерном классе), цифровой фотоаппарат;
функционирует школьный сайт;
работает электронный документооборот;
библиотека обеспечена компьютером, имеет доступ к сети Интернет, создаются цифровые каталоги;
100% учителей прошли начальное обучение в Татарском ресурсном центре;
домашние ПК имеют 41% учителей и 15% семей, в которых есть учащиеся;
по всем предметам (в разном количестве) имеются ЦОР;
сформированы навыки работы в информационной среде с удаленными ресурсами у 35% учителей и учащихся 9-11 классов, что позволяет более эффективно готовиться к итоговой (государственной) аттестации, участвовать в конкурсах;
педагоги активно осваивают ИКТ в области обучения;
организация познавательной деятельности вышла на новый уровень.
Учитывая все выше сказанное, необходимо внести в действующую программу информатизации изменения и дополнения, выделив следующие этапы:
Анализ состояния информатизации образования за период 2010-2012 гг.
Школа имеет хорошие технические условия, что позволяет всему коллективу активно применять ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Созданы персональные рабочие места администрации школы, компьютерной техникой оснащены кабинет информатики, кабинеты начальных классов. Школа подключена к сети Интернет, создана информационная сеть школы.
Уровень информационной культуры участников образовательного процесса, в первую очередь педагогов, в пределах нормы.
В ресурсном центре прошли обучение по использованию ИКТ в образовательном процессе 100% преподавателей.
Дистанционное обучение прошли:
Вирт А.Г. , Пирогова Е.А. «Применение ПСПО»
Шпет О.А., Федотова Ю.Н. «ИКТ в проектной деятельности учителя»
Рыжих И.И., Кочкина Е.Н., Метцлер А.Н. «Использование ЭОР в процессе обучения»
Вирт А.Г. «Поисковые системы и другие сервисы Интернета»
Освоив проектную методику и информационно – коммуникационные технологии, преподаватели начали их активное использование в образовательном процессе. Созданы учебные проекты по физике, истории, литературе, русскому языку, географии, биологии.
В областных конкурсах принимали участие:
Учителя активно используют современные образовательные технологии: интерактивные и мультимедийные презентации, учебные видеоролики, самостоятельно оформляют учебно-методические материалы к конкурсам разного уровня и аттестации. Сложилась своя система контроля знаний учащихся с использованием электронного тестирования, создано электронное тестирование по предметам. Все активней используются сервисы Интернета: это официальные сайты, образовательные и методические ресурсы, педагогическая Интернет-периодика, сайты, посвященные определенным предметным областям, Интернет-энциклопедии. Ресурсы Интернет используют по следующим направлениям: поиск информации, создание методических портфолио учителей, создание мультимедиа презентаций, тестирование, подготовка к ЕГЭ.
Использование педагогами школы ИКТ в различных формах учебной работы:
Объяснение нового материала или инструктирование класса - используют иногда 40%, регулярно - 60%
Выполнение упражнений для закрепления нового материала регулярно -50%
Контроль знаний, тестирование - 50%
Кабинет информатики в свободное от учебных занятий по предмету время выполняет роль информационного центра для учителей и учащихся. 100% педагогов имеют собственные персональные компьютеры, в совершенстве владеют навыками работы с различного рода информацией – 70% педагогов.
Для проведения уроков с ИКТ в качестве средства наглядности, контроля на всех этапах обучения педагоги используют готовые электронные ресурсы (мультимедиа, видео, компакт-диски), собственные учебно-методические материалы.
С использованием ИКТ в школе проходят педагогические советы, совещания, классные часы и родительские собрания, семинары.
Учителя представляют свои учебно-методические материалы в Интернет на всероссийский портал «Сеть творческих учителей».
Информатизация позволяет комплексно реализовывать проект «ИКТ в деятельности учащихся». Это не только уроки информатики, факультативные занятия по предмету, но и возможность участия школьников в дистанционных предметных олимпиадах, конкурсах, проектах под руководством преподавателей.
Принимали участие в следующих конкурсах:
Всероссийский конкурс «Моя малая Родина»; Всероссийский конкурс «Мой народ – моя гордость»;
Кроме знакомства с Интернет на уроках информатики и свободного доступа, учащиеся систематически используют Интернет в учебной деятельности.
Большое внимание уделяется организации исследовательской деятельности учащихся. 3 участника представили исследовательские работы в следующих предметных направлениях: естественнонаучном, гуманитарном. Все работы оформлены с использованием ИКТ. Победители участвовали в районной конференции:
2 место (секция экологии) – Фомина Ольга.
Шпет Марина также принимала участие в конференции на ШМО, и заняла 1 место.
Ключевым аспектом информатизации является создание и информационная поддержка школьного сайта в сети Интернет.
Ближайшей перспективой является автоматизация управленческой деятельности через создание единой базы данных школы, ведение электронного мониторинга учебной деятельности.
Поэтому необходимо
повышать уровень ИК-компетентности учителей и учащихся;
выработать систему мотивации у педагогов к применению ИКТ;
приобретение сертифицированных цифровых образовательных ресурсов, соответствующих УМК по предметам;
создание собственных ЦОРов;
организация ИКТ-группы, способной делиться своим опытом применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе, оказание консультации другим педагогам.
Ведение электронного «портфолио» как системы достижений педагогов и учащихся.
Задействовать потенциал родителей в формировании информационной культуры учащихся (использование ресурсов домашних компьютеров, обучение на дому, информирование через школьный сайт)
Исходя из анализа результатов реализации программы информатизации, выявленных ключевых проблем и задач, поставленных Программой развития школы, внесены изменения в программу информатизации
4. Этапы деятельности по информатизации образования
2008-2010 г – этап реализации:
Совершенствование навыков использования ИКТ на уроках
Использование ЦОРов для проведения уроков с ИКТ
Создание педагогами собственных разработок уроков с использованием ИКТ
Использование ИКТ во внеурочной деятельности
Участие школьников в различных конференциях, конкурсах
Мониторинг качества деятельности
Дооборудование компьютерного класса.
Поэтапное внедрение программного комплекса «1С Управление школой».
2010-2012 – этап реализации
Дооборудование компьютерного класса интерактивной доской
Оборудование мультимедиатехникой и ноутбуками двух кабинетов начальных классов;
Участие в районных, областных конкурсах педагогических инициатив;
Автоматизация работы библиотеки образовательного учреждения.
Использование программного комплекса «1С Управление школой» в библиотеке.
2012-2014 – этап реализации
Оснащение 2 кабинетов начальных классов мультимедийным оборудованием и ноутбуками;
Оснащение кабинета математики мультимедийным оборудованием;
Включение в единую локальную сеть, с выходом в Интернет кабинет начальных классов.
Введение электронного журнала.
Ведение электронного «портфолио» как системы достижений педагогов и учащихся.
5. Статистические данные
В течение последних лет по разным программам и источникам финансирования приобретена следующая техника:
7 современных ноутбуков;
3 МФУ;
1 принтер;
3 мультимедиа проектора;
локальная сеть;
интерактивная доска;
веб-камеры;
документ-камера.
Можно сказать, что материально-технические условия, обеспечивающие создание информационной среды, в школе созданы.
6. Проекты в рамках программы информатизации.
Разработаны и реализуются с 2007 г. проекты по информатизации:
Школьный сайт
Создание коллекции тематических ссылок «В помощь учителю, классному руководителю, выпускнику».
Отбор и систематизация полезных ссылок в Интернет.
Находятся в стадии разработки проекты:
1. «Медиатека»
Публикация лучших работ учащихся на сайте школы
Сайт школы становится «живой», увеличивается посещаемость сайта.
Созданные авторские медиа-уроки размещаются на внешних носителях учителей.
2. «Конкурс»: (ежегодные мероприятие, повышение статуса, квалификации, т.к. результаты публикуются на сайте школы)
«Визитная карточка класса»
«Портфолио учителя»
7. План мероприятий по основным направлениям информатизации
Направление деятельности школы (в т.ч. продукты и ресурсы проекта ИСО, поступающие в школу) |
Мероприятия, организационные действия, по обеспечению данного направления деятельности |
Планируемые результаты Индикаторы эффективности |
Дата |
Ответственные за мероприятия
| |
Школа |
Партнеры, организации, оказывающие помощь | ||||
Техническое оснащение школы | |||||
Техническое оснащение |
Обеспечение работоспособности компьютеров школы (техническое и программное обеспечение) |
|
Работоспособность компьютеров школы |
2008-2010 2010-2012 |
Учитель информатики |
АРМ библиотекаря, работа компьютера в библиотеке |
|
Электронный каталог |
2008-2010 2010-2012 |
Библиотекарь
| |
Обеспечение выхода в Интернет |
|
|
- необходим учителям для изучения новейших достижений науки и техники, современных технологий обучения, для обмена опытом и информацией. - помогает осуществить дистанционное образование педагогов и школьников. - принять участие в дистанционных олимпиадах, тестировании, конкурсах -для улучшения работы компьютерных средств путем обновления программных средств, драйверов и антивирусных баз. |
2008-2010 2010-2012 2012-2014 |
Учитель информатики, директор |
Использование продукта проекта ИСО Конструктор сайтов |
Работа по обновлению и наполнению материалами сайта школы |
Техническая помощь осуществляется работниками ИМЦ |
Отражение работы и жизни школы в содержании школьного сайта. Новый уровень сотрудничества школы с местным сообществом |
2008-2010 2010-2012 2012-2014 |
Координационный совет |
Использование Медиатеки |
Приобретение ОУ и учителями-предметниками ЦОР нового поколения по различным предметам |
Пополнение медиатеки школы осуществляется за счет учителей и на средства школы |
Создание банка программно-педагогических средств для повышение наглядности преподавания и использования компьютерной техники в учебном процессе (электронные мультимедийные учебники, контролирующие и обучающие программы по предметам, автоматизированные лабораторные практикумы, компьютерные справочники и энциклопедии и т.д.). |
2008-2010 2010-2012 2012-2014 |
Методический совет школы |
Изменения в образовательной ситуации школы | |||||
Условия обучения |
исполнение графика доступа к сети Интернет |
|
У школьников появляется доступ к компьютерам и Интернету для выполнения домашних, внеклассных работ. |
2008-2010 2010-2012 2012-2014 |
Администрация
|
Мероприятия |
работа творческой группы учителей школы |
Консультационная помощь ИМЦ |
Оценить общее устройство пространства школы. Определить ответственных за отдельные направления информатизации |
2008-2010 |
Методический совет
|
Консультации учителей по использованию ЦОР на уроках |
ИМЦ, творческая группа школы
|
Создание и проведение уроков с ЦОР
|
2008-2010 2010-2012 2012-2014 |
Учитель информатики | |
Создание АРМ-учителя предметника |
ММЦ, творческая группа школы
|
Создание УМК по предметам |
2008-2010 2010-2012 2012-2014 |
Методический совет | |
Проведение педсоветов, мастер-классов |
творческая группа школы |
Обобщение опыта педагогов |
2010- 2012 2012-2014 |
Методический совет | |
Повышение ИКТ компетенции учащихся |
Элективные курсы по информатике и ИКТ в 10-11кл. |
|
Повышение ИКТ компетенции учащихся. Профессиональное самоопределение учащихся и подготовка к информационно-технологическому профилю |
2008-2010 2010-2012 2012-2014
|
Администрация |
Подготовка педагогических кадров и администрации. Определение действий по повышению ИКТ-компетентности | |||||
Повышение квалификации педагогов |
Оценка реального и желательного уровня подготовленности педагогов |
Изучение возможностей повышения квалификации педагогов; |
Реалистичная оценка ситуации с ИКТ-компетентностью. |
2008 2010 2012
|
Координационный совет |
Ознакомление учителей-предметников с методическими рекомендациями по использованию ЦОР |
учитель информатики |
Повышение ИКТ компетенции администрации, учителей. Применение ЦОР на уроках. |
2008-2010 2010-2012 2012-2014 |
библиотекарь | |
Прохождение курсов по ИКТ-компетенции |
ИМЦ или др. организации |
Повышение ИКТ компетенции учителей в соответствии с графиком ИМЦ. |
2008-2010 2010-2012 2012-2014 |
| |
Использование ИКТ в организации управления школой | |||||
Переход на электронный документооборот |
Распределение обязанностей, по внедрению 1 С-управление школой, между работниками школы (учителями-предметниками, классными руководителями, администрацией) |
Консультационная помощь ИМЦ |
Школа имеет план перехода на электронный документооборот. Все имеющиеся ресурсы используются максимально (например, составление расписания осуществляется на основе удобных программных продуктов), рабочие места оснащены компьютерами. |
2012-2014 |
Директор, библиотекарь |
|
Проведение консультаций по работе с программой 1 С-управление школой |
Работники ИМЦ |
Более эффективное и рациональное заполнение базы данных |
2012-2014 |
Директор |
|
Заполнение базы данных программы 1 С-управление школой |
Работники ИМЦ, учитель информатики |
Реальный переход на электронный формат внешней и внутренний отчетности |
2012-2014 |
Библиотекарь, АУП |
|
Активное использование программного комплекса «1С Управление школой» |
Работники ИМЦ, учитель информатики |
Внедрение информационных технологий в управленческую деятельность.
|
2012-2014 |
Библиотекарь, АУП |
8. Механизм реализации программы
Координационный совет:
а) определяет промежуточные этапы реализации программы, их цели и сроки выполнения;
б) производит оценку объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы и ее отдельных проектов;
в) контролирует организацию и проведение конкретных мероприятий, входящих в состав плана
9. Критерии оценки эффективности хода реализации программы
Оценка эффективности программы будет производиться по следующему плану:
Сбор статистических данных:
количество учителей, систематически использующих ЦОР;
количество учителей, разрабатывающих собственные демонстрационные цифровые материалы;
количество компьютеров на одного ученика;
обеспеченность цифровыми учебными материалами;
поступление в ВУЗы;
качественные показатели;
повышение квалификации учителей;
Анализ степени приобщения к работе в данном направлении педагогических работников и учащихся школы:
пропаганда педагогического опыта через сайты учителей;
использование ИКТ для автоматизированного контроля за ходом учебной работы школьников;
свободное использование ресурсов Интернет всеми участниками образовательного процесса;
свободный доступ к средствам ИКТ всех педагогических работников коллектива.
Отчет на августовском педсовете о ходе реализации программы