
Содержание
Паспорт.
Общие положения.
Анализ настоящего состояния информатизации в школе.
Этапы и деятельности по информатизации образования.
Статистические данные
Проекты в рамках программы информатизации.
План мероприятий по основным направлениям информатизации
Механизм реализации программы
Критерии оценки эффективности хода реализации программы.
ПАСПОРТ программы
Наименование программы |
«Информатизация общего образования» |
Наименование, дата и номер нормативного акта об утверждении программы |
Приказ № 86 от 30.09.2008 г. |
Заказчики программы |
Участники образовательного процесса МБОУ Северотатарской СОШ
педагоги,
учащиеся,
родительская общественность школы |
Разработчики программы |
Координационный Совет:
2008- 2010 гг.: Фомина И.А. – директор, Булаева Т.Н.- зам. Директора по УВР, Шпет О.А. – зам. директора по ВР, Вирт А.Г. – учитель информатики.
2010- 2012 гг.: Фомина И.А. – директор, Булаева Т.Н.- зам. Директора по УВР, Шпет О.А. – зам по ВР, Вирт А.Г. – учитель информатики
2012 -2014 гг.: Фомина И.А. – директор, Рыжих И.И. - зам. Директора по УВР, Пирогова Е.А. – зам по ВР, Вирт А.Г. - учитель информатики. |
Нормативная база |
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»
Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)»
Федеральная целевая программа "Развитие единой информационно-образовательной среды Российской Федерации в 2001—2005 гг."
Федеральный проект «Информатизация системы образования» (2005—2008 гг.)
Программа развития школы |
Цель и задачи программы |
Цель:
Создание единой образовательной информационной среды.
Практическое освоение педагогами ИКТ в области обучения.
Повышение качества общего образования на основе внедрения новых информационных технологий и ЦОР.
Задачи:
Управленческие:
Внедрение информационных технологий в образовательную и управленческую деятельность;
Автоматизация образовательного процесса, внедрение и использование программного комплекса «1С Управление школой»
Методические:
Совершенствование навыков работы педагогических и руководящих кадров с информационными технологиями;
Повышение уровня общеобразовательной подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
Создание в электронном виде материалов методического и учебного характера, включая программное обеспечение, электронные учебники, поурочные разработки, системы проверки знаний и другие виды учебной информации.
Организаторские:
Обеспечение потребности обучающихся и сотрудников в использовании информационных ресурсов школы. |
Сроки реализации программы |
2008 - 2010 гг., 2010 -2012 гг., 2012-2014 гг. |
Основные направления программы |
Практическое освоение педагогами ИКТ в области обучения.
Информатизация учебного процесса.
Внедрение информационных технологий в управленческую деятельность. |
Исполнители основных мероприятий |
АУП
Методический совет школы
Педагоги |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования) |
2009 г.
Школьный бюджет (учебные расходы) - 5700 руб. на приобретение системного блока.
2010 г.
Школьный бюджет (учебные расходы) - 8200 руб. на приобретение компьютера, 4000 р. – монитора, 4000 р. – принтера, 2700 р. – МФУ.
2011 г.
Школьный бюджет (учебные расходы) - 21500 руб. на приобретение проектора, 17580 руб. - ноутбука.
2012 г.
Школьный бюджет (учебные расходы) - 21000 руб. на приобретение проектора, 19974 руб. - ноутбука.
2013 г.
Региональный бюджет
- 28151 р. на приобретение проектора, 21367 р. – интерактивной доски, 14855 р. – документ-камеры.
СПАК (5 ноутбуков, wi-fi-роутер, 5 наушников, 5 мышек)
2014 г.
Оснащение 1 кабинета начальных классов мультимедийным оборудованием и ноутбуком;
Оснащение кабинета математики мультимедийным оборудованием;
Включение в единую локальную сеть, с выходом в Интернет кабинет начальных классов. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке |
количественный рост ЦОР, внедренных в учебный процесс: 2009 – 10 шт.; 2010 – 20 шт., 2011 – 33 шт.
2012-2014 гг. использование мультимедийных учебники по предметам
увеличение количества ежедневных посетителей образовательных порталов, из числа работников и обучающихся школы
увеличение доли педагогов и обучающихся, вовлеченных в конкурсно-проектную деятельность с применением ИКТ
в 2010-2012- 18% и 15%, 2012-2014 – 33% и 42% соответственно.
Поэтапное внедрение программного комплекса «1С Управление школой»
увеличение количества новых компьютеров, поступивших в ОУ
количество учебных кабинетов, оснащенных компьютерной мультимедийной техникой: 2008-2010 – 1 шт., 2010-2012 – 2 шт., 2012-2014 – 4 шт.
доведение процентного соотношения педагогов, использующих ИКТ на учебных занятиях к общему количеству педагогов до 90% в 2010 году, 2014г -100%
доведение доли педагогических работников и руководителей, проходящих ежегодное повышение квалификации с использованием дистанционных форм обучения до 10% в 2010-2012 г., 2012-2014 г. – 33%. |
Общие положения.
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий в образовательной деятельности школы, т.к. образование в каждом государстве является основой информатизации общества.
В Северотатарской школе осуществляется:
дошкольное образование, которым охвачено 18 человек.
начальным, основным и средним (полным) образованием охвачено 86 человек.
В школе работают 18 педагогических работников.
Система образования по отношению к процессу информатизации выступает в двух аспектах:
как система обеспечения необходимого уровня знаний населения, квалификации специалистов в области информатики и информационных технологий;
как система, подверженная процессу информатизации для совершенствования своего собственного функционирования и развития, повышения результативности своей деятельности.
Объектом регулирования и сферой деятельности данной Программы является система образования МБОУ Северотатарской СОШ, реализация которой позволит удовлетворить потребности всех слоев населения с. Северотатарское в качественном и доступном образовании.
Анализ настоящего состояния информатизации в школе
Анализ состояния информатизации образования за период 2008-2010 гг.
Разработчиками программы был проведен анализ мероприятий по реализации программы информатизации 2008-2010 гг., утвержденной 30.09.2008 г., которая разрабатывалась при наличии таких негативных моментов, как:
недостаток в школе ПК (12 человек на один компьютер);
отсутствие локальной сети;
отсутствие ИКТ-компетенций у большинства учителей школы.
Данные проблемы не позволяли эффективно организовать познавательную деятельность школьников, формировать у обучающихся навыки работы в информационной среде с удаленными ресурсами.
Программа информатизации должна обеспечить:
создание единого информационного пространства школы;
повышение ИКТ – компетентности педагогов и учащихся;
вывод учебно-воспитательного процесса на качественно новый уровень;
индивидуальное продвижение каждого ребенка в процессе обучения.
На начало 2009 года, благодаря реализации комплексной программы модернизации образования в Новосибирской области, школе удалось успешно решить целый ряд проблем, а именно:
дооборудовать компьютерный класс;
есть 1 мультимедиапроектор (в компьютерном классе), цифровой фотоаппарат;
функционирует школьный сайт;
работает электронный документооборот;
библиотека обеспечена компьютером, имеет доступ к сети Интернет, создаются цифровые каталоги;
100% учителей прошли начальное обучение в Татарском ресурсном центре;
домашние ПК имеют 41% учителей и 15% семей, в которых есть учащиеся;
по всем предметам (в разном количестве) имеются ЦОР;
сформированы навыки работы в информационной среде с удаленными ресурсами у 35% учителей и учащихся 9-11 классов, что позволяет более эффективно готовиться к итоговой (государственной) аттестации, участвовать в конкурсах;
педагоги активно осваивают ИКТ в области обучения;
организация познавательной деятельности вышла на новый уровень.
Учитывая все выше сказанное, необходимо внести в действующую программу информатизации изменения и дополнения, выделив следующие этапы:
Анализ состояния информатизации образования за период 2010-2012 гг.
Школа имеет хорошие технические условия, что позволяет всему коллективу активно применять ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Созданы персональные рабочие места администрации школы, компьютерной техникой оснащены кабинет информатики, кабинеты начальных классов. Школа подключена к сети Интернет, создана информационная сеть школы.
Уровень информационной культуры участников образовательного процесса, в первую очередь педагогов, в пределах нормы.
В ресурсном центре прошли обучение по использованию ИКТ в образовательном процессе 100% преподавателей.
Дистанционное обучение прошли:
Вирт А.Г. , Пирогова Е.А. «Применение ПСПО»
Шпет О.А., Федотова Ю.Н. «ИКТ в проектной деятельности учителя»
Рыжих И.И., Кочкина Е.Н., Метцлер А.Н. «Использование ЭОР в процессе обучения»
Вирт А.Г. «Поисковые системы и другие сервисы Интернета»
Освоив проектную методику и информационно – коммуникационные технологии, преподаватели начали их активное использование в образовательном процессе. Созданы учебные проекты по физике, истории, литературе, русскому языку, географии, биологии.
В областных конкурсах принимали участие:
Учителя активно используют современные образовательные технологии: интерактивные и мультимедийные презентации, учебные видеоролики, самостоятельно оформляют учебно-методические материалы к конкурсам разного уровня и аттестации. Сложилась своя система контроля знаний учащихся с использованием электронного тестирования, создано электронное тестирование по предметам. Все активней используются сервисы Интернета: это официальные сайты, образовательные и методические ресурсы, педагогическая Интернет-периодика, сайты, посвященные определенным предметным областям, Интернет-энциклопедии. Ресурсы Интернет используют по следующим направлениям: поиск информации, создание методических портфолио учителей, создание мультимедиа презентаций, тестирование, подготовка к ЕГЭ.
Использование педагогами школы ИКТ в различных формах учебной работы:
Объяснение нового материала или инструктирование класса - используют иногда 40%, регулярно - 60%
Выполнение упражнений для закрепления нового материала регулярно -50%
Контроль знаний, тестирование - 50%
Кабинет информатики в свободное от учебных занятий по предмету время выполняет роль информационного центра для учителей и учащихся. 100% педагогов имеют собственные персональные компьютеры, в совершенстве владеют навыками работы с различного рода информацией – 70% педагогов.
Для проведения уроков с ИКТ в качестве средства наглядности, контроля на всех этапах обучения педагоги используют готовые электронные ресурсы (мультимедиа, видео, компакт-диски), собственные учебно-методические материалы.
С использованием ИКТ в школе проходят педагогические советы, совещания, классные часы и родительские собрания, семинары.
Учителя представляют свои учебно-методические материалы в Интернет на всероссийский портал «Сеть творческих учителей».
Информатизация позволяет комплексно реализовывать проект «ИКТ в деятельности учащихся». Это не только уроки информатики, факультативные занятия по предмету, но и возможность участия школьников в дистанционных предметных олимпиадах, конкурсах, проектах под руководством преподавателей.
Принимали участие в следующих конкурсах:
Всероссийский конкурс «Моя малая Родина»; Всероссийский конкурс «Мой народ – моя гордость»;
Кроме знакомства с Интернет на уроках информатики и свободного доступа, учащиеся систематически используют Интернет в учебной деятельности.
Большое внимание уделяется организации исследовательской деятельности учащихся. 3 участника представили исследовательские работы в следующих предметных направлениях: естественнонаучном, гуманитарном. Все работы оформлены с использованием ИКТ. Победители участвовали в районной конференции:
2 место (секция экологии) – Фомина Ольга.
Шпет Марина также принимала участие в конференции на ШМО, и заняла 1 место.
Ключевым аспектом информатизации является создание и информационная поддержка школьного сайта в сети Интернет.
Ближайшей перспективой является автоматизация управленческой деятельности через создание единой базы данных школы, ведение электронного мониторинга учебной деятельности.
Поэтому необходимо
повышать уровень ИК-компетентности учителей и учащихся;
выработать систему мотивации у педагогов к применению ИКТ;
приобретение сертифицированных цифровых образовательных ресурсов, соответствующих УМК по предметам;
создание собственных ЦОРов;
организация ИКТ-группы, способной делиться своим опытом применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе, оказание консультации другим педагогам.
Ведение электронного «портфолио» как системы достижений педагогов и учащихся.
Задействовать потенциал родителей в формировании информационной культуры учащихся (использование ресурсов домашних компьютеров, обучение на дому, информирование через школьный сайт)
Исходя из анализа результатов реализации программы информатизации, выявленных ключевых проблем и задач, поставленных Программой развития школы, внесены изменения в программу информатизации
4. Этапы деятельности по информатизации образования
2008-2010 г – этап реализации:
Совершенствование навыков использования ИКТ на уроках
Использование ЦОРов для проведения уроков с ИКТ
Создание педагогами собственных разработок уроков с использованием ИКТ
Использование ИКТ во внеурочной деятельности
Участие школьников в различных конференциях, конкурсах
Мониторинг качества деятельности
Дооборудование компьютерного класса.
Поэтапное внедрение программного комплекса «1С Управление школой».
2010-2012 – этап реализации
Дооборудование компьютерного класса интерактивной доской
Оборудование мультимедиатехникой и ноутбуками двух кабинетов начальных классов;
Участие в районных, областных конкурсах педагогических инициатив;
Автоматизация работы библиотеки образовательного учреждения.
Использование программного комплекса «1С Управление школой» в библиотеке.
2012-2014 – этап реализации
Оснащение 2 кабинетов начальных классов мультимедийным оборудованием и ноутбуками;
Оснащение кабинета математики мультимедийным оборудованием;
Включение в единую локальную сеть, с выходом в Интернет кабинет начальных классов.
Введение электронного журнала.
Ведение электронного «портфолио» как системы достижений педагогов и учащихся.
5. Статистические данные
В течение последних лет по разным программам и источникам финансирования приобретена следующая техника:
7 современных ноутбуков;
3 МФУ;
1 принтер;
3 мультимедиа проектора;
локальная сеть;
интерактивная доска;
веб-камеры;
документ-камера.
Можно сказать, что материально-технические условия, обеспечивающие создание информационной среды, в школе созданы.
6. Проекты в рамках программы информатизации.
Разработаны и реализуются с 2007 г. проекты по информатизации:
Школьный сайт
Создание коллекции тематических ссылок «В помощь учителю, классному руководителю, выпускнику».
Отбор и систематизация полезных ссылок в Интернет.
Находятся в стадии разработки проекты:
1. «Медиатека»
Публикация лучших работ учащихся на сайте школы
Сайт школы становится «живой», увеличивается посещаемость сайта.
Созданные авторские медиа-уроки размещаются на внешних носителях учителей.
2. «Конкурс»: (ежегодные мероприятие, повышение статуса, квалификации, т.к. результаты публикуются на сайте школы)
«Визитная карточка класса»
«Портфолио учителя»
7. План мероприятий по основным направлениям информатизации
Направление деятельности школы (в т.ч. продукты и ресурсы проекта ИСО, поступающие в школу) |
Мероприятия, организационные действия, по обеспечению данного направления деятельности |
Планируемые результаты
Индикаторы эффективности |
Дата |
Ответственные за мероприятия
|
Школа |
Партнеры, организации, оказывающие помощь |
Техническое оснащение школы |
Техническое оснащение |
Обеспечение работоспособности компьютеров школы (техническое и программное обеспечение) |
|
Работоспособность компьютеров школы |
2008-2010
2010-2012 |
Учитель информатики |
АРМ библиотекаря, работа компьютера в библиотеке |
|
Электронный каталог |
2008-2010
2010-2012 |
Библиотекарь
|
Обеспечение выхода в Интернет |
|
|
- необходим учителям для изучения новейших достижений науки и техники, современных технологий обучения, для обмена опытом и информацией.
- помогает осуществить дистанционное образование педагогов и школьников.
- принять участие в дистанционных олимпиадах, тестировании, конкурсах
-для улучшения работы компьютерных средств путем обновления программных средств, драйверов и антивирусных баз. |
2008-2010
2010-2012
2012-2014 |
Учитель информатики, директор |
Использование продукта проекта ИСО Конструктор сайтов |
Работа по обновлению и наполнению материалами сайта школы |
Техническая помощь осуществляется работниками ИМЦ |
Отражение работы и жизни школы в содержании школьного сайта. Новый уровень сотрудничества школы с местным сообществом |
2008-2010
2010-2012
2012-2014 |
Координационный совет |
Использование Медиатеки |
Приобретение ОУ и учителями-предметниками ЦОР нового поколения по различным предметам |
Пополнение медиатеки школы осуществляется за счет учителей и на средства школы |
Создание банка программно-педагогических средств для повышение наглядности преподавания и использования компьютерной техники в учебном процессе (электронные мультимедийные учебники, контролирующие и обучающие программы по предметам, автоматизированные лабораторные практикумы, компьютерные справочники и энциклопедии и т.д.). |
2008-2010
2010-2012
2012-2014 |
Методический совет школы |
Изменения в образовательной ситуации школы |
Условия обучения |
исполнение графика доступа к сети Интернет |
|
У школьников появляется доступ к компьютерам и Интернету для выполнения домашних, внеклассных работ. |
2008-2010
2010-2012
2012-2014 |
Администрация
|
Мероприятия |
работа творческой группы учителей школы |
Консультационная помощь ИМЦ |
Оценить общее устройство пространства школы. Определить ответственных за отдельные направления информатизации |
2008-2010 |
Методический совет
|
Консультации учителей по использованию ЦОР на уроках |
ИМЦ, творческая группа школы
|
Создание и проведение уроков с ЦОР
|
2008-2010
2010-2012
2012-2014 |
Учитель информатики |
Создание АРМ-учителя предметника |
ММЦ, творческая группа школы
|
Создание УМК по предметам |
2008-2010
2010-2012
2012-2014 |
Методический совет |
Проведение педсоветов, мастер-классов |
творческая группа школы |
Обобщение опыта педагогов |
2010-
2012
2012-2014 |
Методический совет |
Повышение ИКТ компетенции учащихся |
Элективные курсы по информатике и ИКТ в 10-11кл. |
|
Повышение ИКТ компетенции учащихся. Профессиональное самоопределение учащихся и подготовка к информационно-технологическому профилю |
2008-2010
2010-2012
2012-2014
|
Администрация |
Подготовка педагогических кадров и администрации. Определение действий по повышению ИКТ-компетентности |
Повышение квалификации педагогов |
Оценка реального и желательного уровня подготовленности педагогов |
Изучение возможностей повышения квалификации педагогов; |
Реалистичная оценка ситуации с ИКТ-компетентностью. |
2008
2010
2012
|
Координационный совет |
Ознакомление учителей-предметников с методическими рекомендациями по использованию ЦОР |
учитель информатики |
Повышение ИКТ компетенции администрации, учителей. Применение ЦОР на уроках. |
2008-2010
2010-2012
2012-2014 |
библиотекарь |
Прохождение курсов по ИКТ-компетенции |
ИМЦ или др. организации |
Повышение ИКТ компетенции учителей в соответствии с графиком ИМЦ. |
2008-2010
2010-2012
2012-2014 |
|
Использование ИКТ в организации управления школой |
Переход на электронный документооборот |
Распределение обязанностей, по внедрению 1 С-управление школой, между работниками школы (учителями-предметниками, классными руководителями, администрацией) |
Консультационная помощь ИМЦ |
Школа имеет план перехода на электронный документооборот.
Все имеющиеся ресурсы используются максимально (например, составление расписания осуществляется на основе удобных программных продуктов), рабочие места оснащены компьютерами. |
2012-2014 |
Директор, библиотекарь |
|
Проведение консультаций по работе с программой 1 С-управление школой |
Работники ИМЦ |
Более эффективное и рациональное заполнение базы данных |
2012-2014 |
Директор |
|
Заполнение базы данных программы 1 С-управление школой |
Работники ИМЦ, учитель информатики |
Реальный переход на электронный формат внешней и внутренний отчетности |
2012-2014 |
Библиотекарь, АУП |
|
Активное использование программного комплекса «1С Управление школой» |
Работники ИМЦ, учитель информатики |
Внедрение информационных технологий в управленческую деятельность.
|
2012-2014 |
Библиотекарь, АУП |
8. Механизм реализации программы
Координационный совет:
а) определяет промежуточные этапы реализации программы, их цели и сроки выполнения;
б) производит оценку объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы и ее отдельных проектов;
в) контролирует организацию и проведение конкретных мероприятий, входящих в состав плана
9. Критерии оценки эффективности хода реализации программы
Оценка эффективности программы будет производиться по следующему плану:
Сбор статистических данных:
количество учителей, систематически использующих ЦОР;
количество учителей, разрабатывающих собственные демонстрационные цифровые материалы;
количество компьютеров на одного ученика;
обеспеченность цифровыми учебными материалами;
поступление в ВУЗы;
качественные показатели;
повышение квалификации учителей;
Анализ степени приобщения к работе в данном направлении педагогических работников и учащихся школы:
пропаганда педагогического опыта через сайты учителей;
использование ИКТ для автоматизированного контроля за ходом учебной работы школьников;
свободное использование ресурсов Интернет всеми участниками образовательного процесса;
свободный доступ к средствам ИКТ всех педагогических работников коллектива.
Отчет на августовском педсовете о ходе реализации программы