1. ВИДЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ, ИХ ПРИЗНАКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Среди видов жестокого обращения с ребенком различные исследователи выделяют физическое, сексуальное, психическое насилие, эмоциональное насилие как разновидность психического; пренебрежение основными нуждами ребенка и экономическое насилие как разновидность такого пренебрежения, эксплуатацию ребенка.
1.1. ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
Физическое насилие – нанесение ребёнку физических повреждений, включая телесные наказания. Физическое повреждение может быть самой различной степени тяжести: создать риск смерти или вреда здоровью, вызвать тяжелое постоянное обезображивание, продолжительную потерю или ухудшение функции части тела или органа, вызвать длительную или кратковременную боль.
Влияние физического насилия на ребенка.
1) Поведенческие и психологические индикаторы:
задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; испытывать страх физического контакта, боязнь идти домой; тревожиться, когда плачут другие дети, тики, сосать пальцы, раскачиваться.
2) Признаки физического насилия над ребенком:
раны и синяки:
разные по времени возникновения;
в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);
непонятного происхождения;
имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);
ожоги:
топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;
укусы:
следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют элипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков;
«синдром тряски ребенка»:
возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его, при этом сила воздействия на кровеносный сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия - синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.
Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:
родители поздно обращаются за медицинской помощью или индикатором обращения являются другие люди;
имеются следы травм различной давности;
родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;
обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;
не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;
отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);
ребенок повторно госпитализируется в стационар с травмами различного характера.
1.2. СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
Сексуальное насилие – использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослого или с целью извлечения прибыли (вовлечение детей в занятие проституцией и порнографию), развратные действия в отношении несовершеннолетних, демонстрация детям порнографической литературы.
Крайней степенью сексуального насилия является изнасилование, однако сексуальное насильственное поведение включает и широкий спектр других действий:
нежелательные сексуальные комментарии и взгляды;
словесные оскорбления и скабрезные замечания;
эксгибиционизм (демонстрация половых органов);
нежелательные прикосновения и ощупывания частей тела;
вуайеризм (систематическое подглядывание);
обман (особенно в отношении детей и подростков) и запугивание,
шантаж и принуждение к близости через физический вред или угрозу вреда;
настойчивое давление и принуждение к проституции;
сообщение информации, не соответствующей возрасту;
инцест;
демонстрация порнографии;
развратные действия;
непристойные телефонные звонки;
принуждение или поощрение ребенка совершать сексуально окрашенные прикосновения к телу взрослого или другого ребенка;
принуждение ребенка к обнажению;
вовлечение в оргии и ритуалы, сопровождаемые сексуальными действиями.
Влияние на ребенка:
ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;
может приставать к детям, подросткам, взрослым;
может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;
может жаловаться на физическое нездоровье;
девочка может забеременеть;
ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;
скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.
1.3. ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
Психическое насилие – это такое угнетающее воздействие на психику ребенка, которое причиняет ему душевное страдание, держит ребенка в страхе, препятствует его нормальному развитию и выполнению социальных задач.
К проявлениям психического насилия относятся следующие действия: постоянные угрозы, шантаж, клевета, унижение человеческого достоинства ребенка, грубое обращение с ребенком, кроме того различают:
вербальное насилие – словесные оскорбления, брань и ругань в его адрес, использование обидных прозвищ, присвоение кличек;
эмоциональное насилие – воздействие на психику ребенка с целью унизить его значимость в своих глазах и глазах окружающих, постоянная критика ребенка, издевательство над его поступками, высказываниями и чувствами, высмеивание ребенка, игнорирование его чувств или циничное отношение к ним, демонстрирование ребенку своего равнодушия, нежелания общаться с ним и уделять ему внимание, манипуляции, создание необоснованных препятствий для общения с другим родителем, родственниками или сверстниками ребенка, применение наказаний, унижающих человеческое достоинство ребенка, отвержение ребенка;
Влияние на ребенка:
задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;
попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);
уступчивость, податливость;
ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
Таким образом, психическая жестокость порой может принести даже больший вред, нежели физические наказания, повлечь тяжелое повреждение психики, неврозы и соматические расстройства, вызвать у ребенка ощущение ненужности, желание уйти из семьи, образовательного или воспитательного учреждения, породить чувство протеста, которое, в свою очередь, может привести к различным последствиям – от совершения антиобщественных и противоправных действий до самоубийства.
1.4. ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ НУЖДАМИ ДЕТЕЙ
Пренебрежение основными нуждами ребёнка – неудовлетворение родителями или лицами, их заменяющими, естественных для нормального роста и развития ребёнка потребностей в пище, жилье, одежде, заботе, медицинской помощи, образовании.
Влияние на ребенка:
не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;
ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);
не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;
устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.
Результатом подобного пренебрежения может стать тяжелая физическая запущенность – это физическое состояние, вызванное действиями или упущениями взрослого, которые подвергают опасности жизнь ребёнка, его развитие, ухудшают физические функции. Тяжелая физическая запущенность является результатом отсутствия постоянного наблюдения или недостаточного обеспечения качества жизни, включая медицинский уход. Кроме того, пренебрежение основными нуждами ребенка нередко приводит к нарушениям в интеллектуальной и эмоциональной сферах, отставанию от сверстников и прочим негативным явлениям.
Недостаток заботы о ребёнке может быть не предумышленным, а обусловленным болезнью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, а также следствием стихийных бедствий, социальных потрясений. «Заброшенными» могут быть не только дети, проживающие в семье, но и находящиеся на государственном обеспечении. По социально-психологическим последствиям пренебрежение основными нуждами ребёнка близко к понятию жестокого обращения с детьми.
1.5. ЭКСПЛУАТАЦИЯ РЕБЕНКА
Эксплуатация – это присвоение взрослым результатов труда ребенка, использование ребенка для извлечения прибыли (дохода), зачастую незаконными способами.
Эксплуатация может включать в себя:
привлечение несовершеннолетнего родителями или лицами, их заменяющими к выполнению работы, непосильной для несовершеннолетнего, приносящей вред его физическому, психическому или нравственному здоровью с целью извлечения дохода (прибыли) или без таковой;
– получение прибыли и иного дохода за счет привлечения ребенка работодателем к труду в нарушение норм трудового законодательства (установленных норм рабочего времени, применения труда ребенка на запрещенных работах и т.д.);
– вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений или таких антиобщественных действий, как занятие бродяжничеством или попрошайничеством.
2. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ДОПУСКАЮЩИХ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ
В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
А именно:
- административная ответственность;
- уголовная ответственность;
- гражданско-правовая ответственность.
3.1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3.2. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью); ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью); ст. 113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта); ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью); ст. 116 (побои); ст. 117 (истязание); ст. 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности); ст. 131 (изнасилование); ст. 132 (насильственные действия сексуального характера); ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера); ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста); ст. 135 (развратные действия); ст. 125 (оставление в опасности); ст. 124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего); ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей); ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.
3.3. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.
Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).
Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА
Международные акты:
u Декларация прав ребенка Организации Объединенных Наций от 20 ноября 1959 года;
u Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
u Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990);
u Декларация и программа действий ООН «Мир, пригодный для жизни детей» от 10 мая 2002 года.
Российские нормативные правовые акты:
u Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок законов № 6 - ФКЗ и №7 - ФКЗ от 30 декабря 2008 г.).
u Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (в ред. от 13.05.2008г.).
u Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
u Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ.
u Уголовный кодекс Российской Федерации от13 июня 1996 г. № 63 - ФЗ (с послед. измен. на 17 декабря 2009 г. № 324 – ФЗ).
u Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ.
u Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 21.10.1994г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996г.
u Уголовный Кодекс РФ – ст. ст. 125, 110, 119, 111, 112, 113, 115, 116, 117, 118, 119, 124, 125, 131, 132, 133, 134, 135, 240, 242.1, 127,127.1, 127.2, 130, 150, 151, 156.
u Федеральный закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
u Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012);
u Федеральный закон от 10.12.1995г. №95-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
u Федеральный закон от 27.07.2006г. №152-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «О персональных данных»;
u Федеральный закон от 24.04.2008г. №48-ФЗ (ред. от 01.07.2011)«Об опеке и попечительстве»;
u Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
u Федеральный закон от 08.01.1998г. №3-ФЗ (ред. от 01.03.2012)«О наркотических средствах и психотропных веществах»;
u Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. №3266-1 (ред. от 10.07.2012) «Об образовании»;
u Закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
u Национальные стандарты РФ в сфере социального обслуживания населения, в т.ч. ГОСТ 52888-2007 «Социальное обслуживание населения». «Социальные услуги детям»;
u Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
u Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
Законы и нормативные правовые акты Новосибирской области:
§ Закон Новосибирской области от 12.05.2003 № 111-ОЗ (ред. от 14.06.2012) "О защите прав детей в Новосибирской области" (принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 24.04.2003 № 111-ОСД) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012);
§ Закон Новосибирской области от 15.12.2007№ 175-ОЗ «Об опеке попечительстве в Новосибирской области»;
§ Закон Новосибирской области от 15.12.2007№ 176-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству»;
§ Закон «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 01.12.2005 № 363-ОСД (в ред. Законов Новосибирской области от 15.12.2007 № 169-ОЗ, от 03.05.2012 № 209-ОЗ, от 04.06.2012 № 214-ОЗ);
§ Закон Новосибирской области от 14.02.2003 № 99-ОЗ (ред. от 14.06.2012) "Об административных правонарушениях в Новосибирской области" (принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 30.01.2003 № 99-ОСД) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012);
§ Закон Новосибирской области от 11.12.2005 № 345-ОЗ (ред. от 02.06.2011) "О порядке образования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Новосибирской области" (принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 24.11.2005 № 345-ОСД);
§ Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 12.02.2007 № 47-р "О совершенствовании деятельности по профилактике социального сиротства, беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Новосибирской области";
§ Постановление Новосибирского областного Совета депутатов от 04.12.2008 № 225 (ред. от 28.01.2010) "Об областной целевой программе "Комплексные меры профилактики наркомании в Новосибирской области на 2009 - 2013 годы»;
§ Постановление главы администрации (Губернатора) Новосибирской области от 13.01.2005 №3 "О развитии системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Новосибирской области";
§ Постановление Губернатора Новосибирской области от 09.10.2007 № 387 (ред. от 09.08.2010) «Об утверждении Положения о порядке осуществления социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Для защиты прав детей в Российской Федерации созданы специальные институты:
· Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка;
· Уполномоченный по правам ребенка Новосибирской области - советник Губернатора Новосибирской области;
· Органы опеки и попечительства;
· Органы прокуратуры;
· Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (г.Новосибирска и Новосибирской области);
· Отделение по делам несовершеннолетних межмуниципальных отделов полиции;
· Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по Новосибирской области;
· Другие правозащитные органы и общественные организации;